Печенгский муниципальный округ
30 июня 2022
Прокуратура Печенгского района разъясняет об ответственности за невыплату заработной платы
Согласно Конституции Российской Федерации принудительный труд запрещен и каждый имеет право на вознаграждение за него. Трудовые отношения относятся к сфере, особо охраняемой государством.
Больше всего правонарушений в области трудовых прав граждан связаны с невыплатой заработной платы, выплатой ее частично в размере менее половины от установленного, которые могут рассматриваться как преступления, предусмотренного статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ.
Уголовная ответственность по этой статье наступает в случае частичной невыплаты вознаграждения за труд свыше 3 месяцев (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ) либо полной невыплаты свыше 2 месяцев или выплаты заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ). За такие деяния, повлекшие тяжкие последствия, предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 145.1 УК РФ.
В остальных случаях невыплата заработной платы работнику влечет административную ответственность по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По фактам совершения таких преступлений и правонарушений к ответственности могут быть привлечены работодатели, должностные лица – руководители организаций, филиалов, представительств или иного обособленного подразделения организации.
Уголовная ответственность за полную или частичную невыплату заработной платы для работодателей наступает в том случае, если у него была реальная финансовая возможность осуществлять выплаты или отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий.
Выявление преступлений, связанных с невыплатой заработной платы может быть осложнено в ситуации, когда работник фактически осуществлял трудовую деятельность без оформления предусмотренных законом документов, в том числе без заключения трудового договора.
Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме, что установлено статьей 56 Трудового кодекса РФ. Кроме того, согласно статье 67 Трудового кодекса РФ, если работник был фактически допущен к работе, то трудовой договор с ним должен быть заключен не позднее 3 рабочих дней.
Уклонение от оформления трудового договора влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность по ст. 145.1 УК РФ наступает и в случае незаключения, либо ненадлежащего оформления трудового договора с работником, который приступил к работе с ведома или по поручению работодателя, либо его уполномоченного представителя.
Подтверждение факта трудовых отношений, невыплаты заработной платы во многом зависит от самих работников, которым не следует соглашаться на осуществление трудовой деятельности без оформления трудового договора, изменение сроков выплаты заработной платы на невыгодных для них условиях.
30 июня 2022
Прокуратура Печенгского района: О новом в пределах необходимой обороны
В связи с возникающими в судебной практике вопросами Постановлением Пленума Верховного суда от 31.05.2022 № 11 внесены изменения в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».
Согласно изменениям расширен перечень посягательств, защита от которых допустима в пределах, установленных частью 2 статьи 37 УК РФ (необходимая оборона).
Теперь к таким посягательствам отнесено незаконное проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица, не сопряженное с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Судам разъяснено, что состояние необходимой обороны может иметь место в том числе в случаях, когда защита была осуществлена при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии реальной угрозы совершения общественно опасного посягательства, а действия оборонявшегося лица непосредственно предшествовали такому посягательству и были направлены на его предотвращение (например, посягающее лицо высказывало угрозу немедленного применения насилия в условиях, при которых у оборонявшегося лица имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, направляло в сторону оборонявшегося лица оружие, что свидетельствовало о намерении посягающего лица применить это оружие непосредственно на месте посягательства)
Прежней редакцией разъяснялось, что не признается находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое спровоцировало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (для причинения вреда здоровью, хулиганских действий, сокрытия другого преступления и т.п.). Теперь указанный пункт дополнен абзацем следующего содержания «Вместе с тем не могут признаваться провокацией нападения правомерные действия лица, в том числе направленные на пресечение нарушения общественного порядка».
Судам также предписано трактовать все сомнения по делам о самообороне в пользу обвиняемого, и пункт 13 Постановления дополнен следующим абзацем: «При проверке доводов подсудимого о совершении общественно опасного деяния в состоянии необходимой обороны суд обязан исходить из принципа презумпции невиновности, в том числе учитывать, что подсудимый не обязан доказывать свою невиновность или наличие в его действиях признаков менее тяжкого преступления. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых подсудимым в свою защиту, лежит на стороне обвинения, а все сомнения в наличии состояния необходимой обороны и (или) виновности лица, обвиняемого в превышении ее пределов, которые не могут быть устранены в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, толкуются в пользу подсудимого».
30 июня 2022
Продлен срок «Дачной амнистии»
Федеральным законом от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» так называемая «Дачная амнистия» продлена до 01 марта 2031 года.
До 1 марта 2031 года применяется упрощенный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до 14 мая 1998 года в границах населенного пункта, и права собственности на которые у граждан отсутствуют.
Определен перечень документов, необходимых для предоставления гражданам в собственность бесплатно земельных участков, расположенных под такими жилыми домами, порядок государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки.
Также до 1 марта 2031 года продлевается срок действия упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на жилые или садовые дома, созданные на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.
30 июня 2022
Пенсионному фонду переданы полномочия по осуществлению отдельных социальных выплат гражданам
С 01.01.2022 Пенсионному фонду переданы полномочия по предоставлению отдельных мер поддержки, ранее оказываемых органами социальной защиты.
Речь идет о выплате пособий гражданам, имеющим детей и готовящихся к их появлению; пособий и компенсаций семьям умерших военнослужащих и сотрудников силовых структур; денежных компенсаций, установленных законодательством РФ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; денежных компенсаций реабилитированным жертвам политических репрессий, а также выплате инвалидам страховых премий по договору ОСАГО.
Перевод услуг в Пенсионный фонд осуществляется автоматически и не требует от лиц, получающих данные выплаты, их переоформления. Условия предоставления мер социальной поддержки остались прежними.
Желающим впервые получить указанные меры социальной поддержки за их назначением необходимо обратиться с соответствующим заявлением в клиентские службы Пенсионного фонда.
Сроки рассмотрения указанных заявлений и осуществления выплат по ним сократились до 5-10 рабочих дней.
Данные изменения направлены на полное освобождение граждан от обязанности по сбору документов и упрощение получения ими мер социальной поддержки.
30 июня 2022
О правовых аспектах возврата излишне уплаченного налога
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность возврата излишне уплаченного налога по письменному заявлению налогоплательщика.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от налогоплательщика.
Такое заявление можно представить в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи или через личный кабинет налогоплательщика.
Однако следует помнить, что возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога в случае наличия недоимки по иным видам налога или задолженности по пени, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате излишне уплаченного налога должно быть подано не позднее трех лет со дня внесения в налоговый орган указанной суммы.
Данное правило применяется также для возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
30 июня 2022
Сколько может работать сотрудник по совместительству
В письме Минтруда России от 17.05.2022 № 14-6/ООГ-3230 дано разъяснение сколько может работать сотрудник по совместительству.
Так, количество трудовых договоров, которые можно заключить с сотрудником на условиях внутреннего или внешнего совместительства, не ограничено.
Однако время его работы не может превышать 4 часов по каждому из них.
При внутреннем совместительстве учет рабочего времени нужно вести по трудовым договорам отдельно.
30 июня 2022
При переводе офисного работника повторно обучать его охране труда не нужно
С 1 сентября вступают в силу новые правила обучения по охране труда. Если при переводе работника сохранились условия труда и найденные ранее источники опасности, то повторно обучать и проверять его знания по охране труда не нужно.
Минтруд уточнил: правило касается и изменения должности офисного сотрудника, у которого условия рабочего места и оборудование остались прежними.
29 июня 2022
Прокуратура Печенгского района разъясняет: изменены правила пользования жилым помещением по договору социального найма
Помимо ранее установленных требований для нанимателей жилья по договору социального найма вводится новая обязанность – немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и сообщать о них наймодателю.
Напомним, что в силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилыми помещениями осуществляется гражданами с соблюдением соответствующих Правил, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие правила утверждены приказом Минстроя и ЖКХ России от 14.05.2021 № 292/пр. При этом за нарушение правил пользования жилым помещением предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.

29 июня 2022
Прокуратура Печенгского района информирует об особенностях перепланировки жилых помещений
Законодательством Российской Федерации предусмотрено право собственников на переустройство (перепланировку) жилых помещений.
По смыслу Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации также требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Однако для реализации указанного права необходимо соблюдать некоторые требования.
Так, до начала работ по переустройству (перепланировке) жилого помещения для их согласования необходимо обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и документами, перечень которых регламентирован ст. 26 Жилищного кодекса РФ.
По результатам рассмотрения указанного заявления орган местного самоуправления может как удовлетворить, так и отказать в проведении соответствующих работ. В случае отказа проводить работы запрещается, однако, такое решение может быть обжаловано путем подачи заявления в суд.
Вместе с тем, в случае проведения работ по переустройству (перепланировке) без согласования с органом местного самоуправления у гражданина возникает обязанность по приведению жилого помещения в первоначальное состояние в разумный срок, установленный органом местного самоуправления, который также может понудить в судебном порядке привести жилое помещение в первоначальное состояние.
Кроме того, согласно ст. 7.21 КоАП РФ самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
29 июня 2022
Прокуратура Печенгского района информирует о возможности перерасчета платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия гражданина
В летний период времени у граждан возникает вопрос о возможности перерасчета платы за потребляемые коммунальные услуги в случае выезда для отдыха, проживания в курортной зоне и т.д.
В соответствии с разделом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в подобных ситуациях может быть производен перерасчет размера платы за потребляемые услуги ЖКХ.
Перерасчет платы за услуги по отоплению (электро-, газоснабжению на цели отопления) жилых помещений не производится, поскольку их потребление не зависит от фактического нахождения жильца в квартире и необходимо для поддержания жилого помещения в надлежащем состоянии. Также не производится перерасчет платы за услуги, связанные с удовлетворением общедомовых нужд.
Перерасчет иных видов коммунальных услуг возможен лишь при наличии следующих условий.
Во-первых, жильцы должны отсутствовать более 5 дней подряд.
Во-вторых, такое жилое помещение не оборудовано прибором учета.
При этом, отсутствие приборов должно быть обусловлено отсутствием технической возможности их установки, а не простым игнорированием собственником требований закона по его установке. В связи с этим, факт отсутствия технической возможности следует подтвердить актом, составленным поставщиком соответствующей коммунальной услуги.
Для перерасчета необходимо написать заявление поставщику услуги. Заявление может быть подано как до отъезда, так и не позднее 30 дней после возвращения.
К заявлению приобщаются вышеуказанный акт, а также документ, подтверждающий временный отъезд (к примеру, документ о временной регистрации по иному месту жительства, проездные документы и др.).
Расширенный перечень таких документов приведен в пункте 92 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, но он не является исчерпывающим.
Перерасчет будет произведен в течение 5 рабочих дней.
Отказ в перерасчете может быть обжалован в Государственную жилищную инспекцию области, прокуратуру по месту жительства или в суд
29 июня 2022
Прокуратура Печенгского района: изменен порядок выбора управляющей организации
С 01 сентября 2022 года меняется способ выбора управляющей компании собственниками помещений в многоквартирном доме.
Федеральным законом от 11.06.2022 № 165-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации в части отнесения к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решения о выборе управляющей организации.
В соответствии с действующим жилищным законодательством общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
29 июня 2022
Прокуратура Печенгского района разъясняет уголовную ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов
Прокуратура Печенгского района разъясняет, что статьей 256 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба; с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 256 УК РФ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным - двести пятьдесят тысяч рублей.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)", под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
29 июня 2022
Прокуратура Печенгского района сообщает об изменениях в Правилах рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна
С 01 сентября 2022 года вступают в силу изменения в Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, внесенные приказом Минсельхоза России от 28.02.2022 № 107.
Теперь гражданам потребуется согласие пользователя рыболовного участка на осуществление любительского рыболовства в его границах, при этом, осуществление любительского рыболовства в отношении водных биоресурсов, указанных в разрешении выданном пользователю рыболовным участком, допускается только при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского рыболовства), выдаваемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 10.2 Правил рыболовства).
На капитана маломерного судна или судоводителя возложена обязанность обеспечить снабжение маломерного судна спасательными и сигнальными средствами, оборудованием в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством о безопасности маломерных судов в случае осуществления рыболовства с использованием такого судна (за исключением любительского осуществляемого гражданами) (п. 12 Правил рыболовства).
Введен запрет на осуществление любительского рыболовства в отношении горбуши гражданами за пределами рыболовных участков в водных объектах, не являющихся местом нереста лосося атлантического (семги) в границах Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого автономного округа, Республики Карелия и Республики Коми (п. 14.2 Правил рыболовства).
Кроме того, установлена суточная норма добычи (вылова) краба камчатского при осуществлении любительского рыболовства по путевке на рыболовных участках. Так, количество крабов, установленное для добычи (вылова) в путевке, не должно превышать 2 экземпляра (п. 76 Правил рыболовства).
При этом, Правила рыболовства дополнены пунктом 77.10, которым определены способы и орудия лова краба камчатского при осуществлении любительского рыболовства на участках.
Также установлен ряд ограничений для граждан при осуществлении любительского рыболовства с применением сетных орудий добычи (вылова) (п. 14.5.5 Правил рыболовства). Уточнены сроки (периоды) и районы запретные для добычи (вылова) водных биоресурсов.
29 июня 2022
Прокуратура Печенгского района разъясняет уголовную ответственность за незаконную добычу китообразных
Федеральным законодателем установлены ограничения рыболовства в целях обеспечения сохранения морских млекопитающих. Необходимые для этого изменения были внесены в ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также ст. 15 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
С 10 января текущего года установлен запрет на осуществление промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства в отношении китообразных.
Таким образом, вылов китообразных разрешен только для научно-исследовательских, культурно-просветительных и иных непромысловых целей. Правила отлова в этих целях утверждены постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 166. Отлов китообразных производится только по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке.
Перечень видов животных и морских млекопитающих, занесенных в Красную книгу РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 № 978.
Также различается и установленная законом ответственность в зависимости от вида незаконно добытого китообразного.
В случае, если незаконно отловленное китообразное, не относится к занесенным в Красную книгу РФ видам, то ответственность наступает по ч. 2 ст. 256 Уголовного кодекса РФ.
Санкцией указанной статьи УК РФ предусмотрено назначение виновному лицу наказания в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Если же объектом преступления является китообразное, занесенное в Красную книгу РФ, то ответственность наступает по ст. 258 Уголовного кодекса РФ.
Наиболее суровым является наказание за совершение такого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Такие деяния наказываются лишением свободы на срок от шести до девяти лет со штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового (ч. 3 ст. 258 УК РФ).
29 июня 2022
Прокуратура Печенгского района информирует: с 1 марта 2022 года вступил в силу новый порядок медосвидетельствования водителей
Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1092н утвержден порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), которым предусмотрены случаи сдачи анализов на наличие психоактивных веществ в моче и лабораторные исследования крови или мочи на определение хронического употребления алкоголя.
Определение наличия психоактивных веществ в моче и лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя теперь будут обязательны в случаях:
- выявления врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством;
- медицинского освидетельствования в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами, если прохождение освидетельствования требуется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
- медицинского освидетельствования в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
Медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).
Также обновлена форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений.
Теперь каждый врач, который проводил осмотр и исследования водителей к управлению транспортными средствами должен расписаться в заключении.
29 июня 2022
Прокуратура Печенгского района об антикоррупционных обязанностях организаций
Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции установлена ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Так, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать в себя:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Для реализации указанных положений закона и формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены соответствующие методические рекомендации.
Данные рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции, то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Важно понимать, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К примеру, ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица с назначением в качестве наказания административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
AA